?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

            Время от времени ко мне поступают вопросы по обработке: как я обрабатываю тот или иной снимок, как делаю ХДР, снимки с солнцем в кадре и т.д. Сегодня я хочу рассказать о сборке ХДР (на всякий случай: HDRi, High Dynamic Range image - фотография с расширеным динамическим диапазоном) снимка из нескольких фотографий, снятых с разной экспозицией в ручную. Сразу оговорюсь, я не использую никакие сторонние программы для получения таких фотографий, т.к. результат, который они чаще всего дают поражает своей нереалистичностью. Не верите? Тогда посмотрите результат поиска картинок по запросу HDR images. У меня же задача, получить максимально реалистичную, приятную глазу фотографию без "вырвиглаз" цветов, ареолов вокруг предметов, артефактов и прочих побочных эфектов неправильной, на мой взгляд, обработки. В конечном результате, мы должны получить вот такую фотографию:

            Итак, под катом мой пошаговый workflow обработки этой фотографии.

           Для получения нашей итоговой фотографии достаточно двух кадров с разной экспозицией, для проработки неба с солнцем и деталей на земле (вообще, как показывает практика, в большинстве случаев достаточно двух кадров, снятых с брекетингом по экспозиции). Вот эти два кадра:
1. На первом проэкспонировано небо без пересветов (не считая области самого солнца, выделенной красным цветом).
Screen Shot 2014-11-01 at 09.36.55

2. Второй снимок с хорошо проработанными деталями в тенях на земле:
Screen Shot 2014-11-01 at 09.37.33
Можно, конечно, попробовать обойтись и одним кадром, например, первым, вытягивая детали в тенях в Raw-конвертере. Но, кто снимает на Кенон, знает, какие там будут шумы и артефакты в тенях. Та и цвета приличного не получить. Можно попытаться обойтись вторым кадром, притемнив немного небо градиентом, но нам же надо проилюстрировать технологию сшивки кадров :) Поэтому берем все-таки оба кадра.

3. Да, и первое что бросается в глаза, это разноцветный блик от солнца в правом нижнем углу. Если вы заметили такой во время съемки и подумали: "пусть остается, потом в фотошопе удалю", то забудьте о кадре. Он будет испорченным.  Убрать такое в фотошопе у вас вряд ли получится. Зато этого зайца можно убрать буквально одним пальцем во время съемки. Вот так:
Screen Shot 2014-11-01 at 09.38.05
Поэтому в этом случае для обработки нам понадобится три кадра.

4. Начинаем процесс конвертации Raw-файлов. В конвертере (я использую Lightroom) выставляем нужные нам настройки для конвертации. В данном случае это были: ББ (я сделал немного теплее - все-таки солнечное теплое утро), коррекция хроматических абераций и дисторсии (вкладка Lens Corrections), добавил немного контраста с помоцью кривых. Все. Больше ничего не делал. Не забываем синхронизировать настройки для всех трех снимков (если не требуется разные настройки для разных снимков).

5. Открываем файлы в фотошопе в виде слоев. Для этого выделяем три снимка и вызываем контекстное меню (правая кнопка мыши): Edit In - Open as Layers in Photoshop... (как показано на скриншоте):
Screen Shot 2014-11-01 at 10.33.08

6. В результате у нас должен получится вот такой "бутерброд" из трех слоев:
Screen Shot 2014-11-01 at 10.37.49

7. Чтобы упростить себе задачу, первым делом давайте уберем блик с фотографии. Воспользуемся масками и кисточкой, после чего объеденим два слоя в один. Итак, у нас должно получится два слоя (с проэкспонированной землей и небом), которые мы и будем сводить в один. Располагаем слои так, чтобы темный (тот, с которого нам нужно взять небо) находился сверху и отключаем его видимость:
Screen Shot 2014-11-01 at 10.44.18

8. Пероходим на нижний слой (светлый, с проэкспонированной землей), выбираем вкладку Chennels (каналы) и переходим на синий канал. Почему синий? Он тут самый контрастный (небо то синее). Далее нажимаем кнопочку Load chennel as selection (ее расположение я показал стрелочкой):
Screen Shot 2014-11-01 at 10.52.45

9. У нас получилось вот такое выделение:
Screen Shot 2014-11-01 at 10.59.44

10. Включаем видимость всех каналов, переходим на вкладку Layers, включаем видимость верхнего слоя, переходим на него и нажимаем кнопку Add layer mask (показано стрелочкой). В результате мы имеем два слоя, объедененных с помощью маски из синего канала (я их обвел красным):
Screen Shot 2014-11-01 at 11.06.01

11. У нас получилась маска, которую теперь при необходимости можно и нужно немного доработать. Для этого отключаем видимость нижнего слоя и смотрим на саму маску. Выделяем саму маску и белой/черной кисточкой с разной прозрачностью рисуем по маске.
Screen Shot 2014-11-01 at 11.23.06

12. В этом случае, я бы полностью закрыл маской землю, а также ветви дерева вокруг солнца. Приблизительно вот так:
Screen Shot 2014-11-01 at 11.29.10
            Каких-то особых рекомендаций тут нет. Все зависит от конкретных ваших кадров и вашего представлени о том, что хотите получить в итоге. Но помните: маску вы можете делать более или менее контрастной - для этого клацните по маске и вызовите инструмент Curves (Кривые) (Ctr+M), далее кривой регулируете контрастность самой маски (обращаю внимание: мы проводим манипуляции с кривыми не на самом слое, а на маске!). Кроме того, можно регулировать прозрачность наложения самих слоев с помощью Opacity. Аккуратность маски проверяйте при 100% увеличении. Если у вас ничего не двигалось в кадре (например ветки дерева ветром), или вы случайно не сместили штатив, то маска должна получится достаточно аккуратной. Вот 100 % кроп верхней части кадра:
Screen Shot 2014-11-01 at 11.41.26
Обратите внимание: тут множество мелких деталей (листьев), но маска отлично совместила два слоя. Если бы был ветер и листья колыхались, то пришлось бы повозиться :)

          На этом, в принципе, все. Мы, по сути, сделали ХДР из двух кадров с разной экспозицией. На все про все уходит от силы пару минут. Если результат вас удовлетворил, можно сливать слои в один и продолжать работать с изображением. Но, я вам не советую на этом этапе сливать слои. Вдруг, позже заметите какой-то недочет и вам захочется что-то изменить, а вы уже объединили слои? что делать? Поэтому, можно просто выделить оба слоя правой кнопкой мышки вызвать контекстное меню и с зажатой клавишей ALT (Option на Мас'е) выбрать Merge Layers. Вот так:
Screen Shot 2014-11-01 at 11.52.03

13. В результате мы получим третий слой, который будет объеденять первые два, и на котором можно работать дальше. Вот он показан стрелочкой:
Screen Shot 2014-11-01 at 11.59.10

14. Дальнейшие манипуляции полностью зависят от ваших вкусов и желаний. Я, например, хочу подчеркнуть свет, идущий от солнца, сделать его теплее. Способов и инструментов для этого - десятки: от Color Balance до манипуляций с цветом в пространстве Lab. Я воспользовался старым, простым инструментом - Photo Filter (теплым). Вот область солнца и травы я сделал теплее:
Screen Shot 2014-11-01 at 12.20.21
Обращаю внимание: я не всю картинку делал теплее, а только отдельные места, куда падает солнечный свет!

15. На фотографии есть участки, освещенные солнечным светом. И мне захотелось сделать их немного светлее, подчеркнуть тем самым объем фотографии, создаваемый игрой света тени. Для этого я сделал копию слоя и воспользовался инструментом Dodge Tool (показан стрелочкой) и прошелся им в областях, обведенных красным:
Screen Shot 2014-11-01 at 12.30.01
Таким образом, я сделал изначально освещенные участки еще более светлыми. При необходимости пользуйтесь инструментом Burn Tool, чтобы затемнить отдельные области. Это подчеркивает объем на фотографии.

16. В принципе, на этом можно и остановится. Хотя, нет. Давайте сделаем картинку насыщеннее, "поцветастее". Способов сделать цвета насыщенными очень много. Кто-то пользуется банальным Hue-Saturation, кто-то делает маски и поднимает насыщенность в отдельных цветах. Короче, рецептов много. Я покажу как это быстро сделать с помощью пространства Lab. Итак, делаем копию слоя, переводим в цветовое пространство Lab (Image - Mode - Lab color). Да, тут фотошоп спросит "Объеденят ли слои в один", отвечаем "Нет". Вызываем инструмент Curves (Кривые). И сдвигаем кривую в каналах а и b ближе к центру, как показано на скриншоте. Тут рекомендаций нет. Соль и сахар по вкусу. Да, можете и контраст поднять в Lab'е с помощью кривой в канале Lightness.
Screen Shot 2014-11-01 at 12.41.47
Далее вовращаемся в пространство RGB color. Фотошоп снова спросит "Объеденят ли слои в один", отвечаем "Нет". Тут можем сделать маску и порисовать в нужных местах или наоборот закрыть некоторые участки. Я советую не поднимать насыщенность в тенях и поднять ее только в освещенных солнцем местах, подчеркнув желтые осенние цвета. Также, с помощью Opacity можно регулировать степень насыщенности (я уменьшил прозрачность).

17. Последний штрих. Резкость. Способов также много. Выбираем на свой вкус и желание. Единственное что, не нужно шарпить всю картинку в целом. Выделите на фотографии самые важные места и объекты (например, какой-то главный объект на переднем плане и т.д.) и сделайте их резче. Вроде бы все...
Итоговая картинка:
Fall colors garden at sunny morning_2

          И напоследок. Описанные тут способы не аксиома. Все тоже самое и даже лучше можно сделать и другими методами. Так что пробуйте и экспериментируйте! Буду благодарен за коментарии, дополнения, предложения.

Другие мои статьи, которые могут быть интересными для вас:
Делюсь опытом: Обработка одного фото #1
Делюсь опытом: Ночная съемка.
Делюсь опытом: Выбор оборудования для пейзажной съемки.
Делюсь опытом: Выбор локации при съемке пейзажа.
Живопись и фотография: Что общего? Или чему может научить живопись...

Напоминаю, что идет набор группы на фототуры:
| "Зимняя сказка Карпат", 22 - 26 января 2015. Программа и подробности в этом посте. |
| "Скалистые берега солнечной Португалии", 9 - 15 февтраля 2015. Программа и подробности в этом посте. |


Понравилась статья? Поделись ссылкой с другими! :)
Официальный сайт | Facebook | 500px | flickr

Comments

( 81 comments — Leave a comment )
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
aavenger
Nov. 3rd, 2014 06:07 am (UTC)
Спасибо, весьма интересно :) Нужно будет как-нибудь попробовать...
n_khoroshkov
Nov. 3rd, 2014 07:42 am (UTC)
Рад буду, если пригодится :)
fukeshet
Nov. 3rd, 2014 06:34 am (UTC)
Спасибо, нужно сесть дома попробовать. За палец отдельное спасибо;)
n_khoroshkov
Nov. 3rd, 2014 07:43 am (UTC)
Так это ж старый прием!
makslat
Nov. 3rd, 2014 06:43 am (UTC)
спасибо.
n_khoroshkov
Nov. 3rd, 2014 07:43 am (UTC)
Пожалуйста
cheslav
Nov. 3rd, 2014 07:16 am (UTC)
Хорошо изложено! Блики ладонью убирал, а вот такого радужного зайца... пальцем?! Надо попробовать! Спасибо! :)
n_khoroshkov
Nov. 3rd, 2014 07:44 am (UTC)
Дело не в размере пальца, а в умении им пользоваться :)) т.е. В расположении
lobarg
Nov. 3rd, 2014 07:23 am (UTC)
Спасибо. Попробую как нибудь.
n_khoroshkov
Nov. 3rd, 2014 07:44 am (UTC)
Надеюсь пригодится
livejournal
Nov. 3rd, 2014 07:36 am (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal для Украины. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
vdsergey
Nov. 3rd, 2014 08:25 am (UTC)
Спасибо!!!!!!!!
n_khoroshkov
Nov. 3rd, 2014 09:35 am (UTC)
пожалуйста, Сергей!
ramses59
Nov. 3rd, 2014 08:56 am (UTC)
Спасибо, особенно за идею с пальцем))
n_khoroshkov
Nov. 3rd, 2014 09:36 am (UTC)
так это ж очень старая идея! :)
lesnoybrodyaga
Nov. 3rd, 2014 09:54 am (UTC)
Итоговая картинка точно http://ic.pics.livejournal.com/n_khoroshkov/24038319/33330/33330_original.jpg ,
нее https://farm8.staticflickr.com/7576/15503543990_b4532f3341_o.jpg ?


аа, врубился. Просто фото разные. Но обработка больше нравится как на второй.

Edited at 2014-11-03 09:55 am (UTC)
livejournal
Nov. 3rd, 2014 09:57 am (UTC)
Делюсь опытом: учимся собирать ХДР
Пользователь ku_lina сослался на вашу запись в своей записи «Делюсь опытом: учимся собирать ХДР» в контексте: [...] Оригинал взят у в Делюсь опытом: учимся собирать ХДР [...]
(no subject) - menboshininred - Nov. 3rd, 2014 09:58 am (UTC) - Expand
stepbystep_hdr
Nov. 3rd, 2014 10:20 am (UTC)
не очень удачный пример. Я бы хотел видеть пример, чтоб как минумум с 3-х кадров, при этом на среднем были глубокие провалы в тенях и сильная выбитость в светах. мне кажется, что в данном примере все и так отлично тянится с темной+кадрик от зайцев.
n_khoroshkov
Nov. 3rd, 2014 10:29 am (UTC)
Серега, я ж написал, что тянуть не хочу и не люблю. мне нужно хорошее качество картинки, а ты ж знаешь, что в тенях у Кенона творится при вытягивании?..

Зачем три кадра, когда в большинстве случаев ДД сцены можно уместить в два? У меня даже 3-х равов для примера нет. давно уже так не снимал.
(no subject) - stepbystep_hdr - Nov. 3rd, 2014 10:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - n_khoroshkov - Nov. 3rd, 2014 10:48 am (UTC) - Expand
konstantinlapin
Nov. 3rd, 2014 11:17 am (UTC)
Хотелось бы отдельно осветить приключение, в которое выливается обработка того, что происходит при ветре - и, стало быть, несовпадении кадров в ветвях/листьях. Как Вы боретесь?
megamegalex
Nov. 3rd, 2014 11:46 am (UTC)
один из способов:

в фш есть интересный инструмент (если его можно так назвать) "стек изображений"
служит для объединения изображений
для создания нужно загрузить фото "Файл" > "Сценарии" > "Загрузить файлы в стек..."
и поставить галочку "попытаться автоматически выровнять исходные изображения (А)"

(no subject) - konstantinlapin - Nov. 3rd, 2014 01:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - n_khoroshkov - Nov. 3rd, 2014 04:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - n_khoroshkov - Nov. 3rd, 2014 04:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - konstantinlapin - Nov. 3rd, 2014 04:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - n_khoroshkov - Nov. 3rd, 2014 05:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eugeniek - Nov. 5th, 2014 08:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - n_khoroshkov - Nov. 5th, 2014 03:35 pm (UTC) - Expand
haramu_kenig
Nov. 3rd, 2014 01:28 pm (UTC)
Николай! Спасибо вам огромное за разъяснения! Интернет пестрит чудовищными "хэдээрнутыми" кадрами и очень немного действительно достойного хдр! Всегда мучалась в спецпрограммах, но результат - ужасающий. Вытягивания светов-теней в программах - тоже ничего хорошего не дает. Поэтому очень актуален ваш пошаговый разбор приемов,
Обязательно попробую на практике! Надеюсь,вы ещё будете радовать наст постами пообработке! Маленькая просьба (если это возможно) - для любителей рускоязычного ФШ - в скобочках указывать как это будет называться в русскоязычной версии.

а радужных зайцев почему-то люблю и иногда их специально ловлю!
n_khoroshkov
Nov. 3rd, 2014 04:15 pm (UTC)
Буду рад, если пригодится. Хорошо, в следующий раз буду дублировать на русском :)
(no subject) - haramu_kenig - Nov. 5th, 2014 10:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - n_khoroshkov - Nov. 5th, 2014 03:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - haramu_kenig - Nov. 5th, 2014 03:59 pm (UTC) - Expand
dlsemenov
Nov. 3rd, 2014 01:46 pm (UTC)

спасибо, познавательно. если пользоваться сторонние программы и сшивать 7-9 кадров, то тоже не плохо, вроде как

n_khoroshkov
Nov. 3rd, 2014 04:13 pm (UTC)
Я не заморачиваюсь с таким количеством кадров
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
( 81 comments — Leave a comment )

Profile

n_khoroshkov
Николай Хорошков
Nature and landscape photography

Latest Month

June 2017
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Powered by LiveJournal.com