?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

                Кто давно читает мой блог наверное уже заметил, что я люблю панорамный формат фотографий. Ну нравится мне широта угла зрения и детализация, достичь которую можно с помощью техники панорамной сборки. Недавно я писал, что пробовал последнюю версию одной из програм для сборки панорам - Autopano Pro 3.7. Теперь хочу поделиться своими впечатлениями. Для создания панорам можно использовать и встроенные средства Фотошопа, благо в последних версиях они работают достаточно хорошо. Но все же имеют существенные недостатки: Фотошоп хорошо справляется с кадрами, снятыми на фокусные расстояния от 50 мм. и более, т.е. с кадрами с минимумом перспективных искажений. А вот с кадрами, снятыми на широкий угол, возникают трудности при сборке, практически отсутсвует возможность изменять какие-либо настройки, вносить корректировки в экспозицию и т.д. Словом, пользоваться функцией сборки панорам в Фотошопе можно, но не всегда очень удобно и эффективно.
                Поэтому для создания панорам часто используют сторонние программы. Их выбор велик. Расскажу об одной из наиболее простых, удобных в использовании и дающей отличный результат с минимумом телодвижений - Autopano Pro 3.7. Итак, начнем.
Untitled-1


              Для создания панорамы нам необходим ряд последовательно снятых кадров. Чтобы усложнить задачу при тестировании программы я выбрал кадры, снятые на широкоугольную оптику - Samyang 14 mm. f/2,8. Такой угол дает достаточно сильные искажения, особенно по краям кадра. Открываем снимки в Лайтруме, вносим базовые настройки для последующей конвертации: ББ, экспокоррекция (по необходимости), контраст, устранение хроматических абераций, виньетирования, перспективных искажений, цветокоррекция и т.д. Словом, обычный процесс Raw-конвертации. Вот для примера я выбрал эти кадры, сделанные в природном парке Tre Cime в Доломитовых Альпах в июне 2014 г.:
1.
Screen Shot 2014-11-17 at 18.47.23

2. Вот 7 кадров моей будущей панорамы:

Не забываем синхронизировать настройки, чтобы ко всем снимкам были применены одинаковые изменения!

3. Далее экспортируем их из Лайтрума. Можно конвертировать сразу в jpeg и собирать панораму из него. Но так делать я не рекомендую. Jpeg - это графический формат изображения, использующий разные алгоритмы сжатия, т.е. предусматривающий потерю информации, а нам скорее всего нужно еще работать с изображением в Фотшопе. Поэтому конвертировать рекомендую в 16-ти битный TIFF, чтобы получить максимум информации для последующей обработки. Вот готовые TIFF'ы:
Screen Shot 2014-11-22 at 12.41.19

4. Запускаем Autopano Pro. Интрефейс программы до безобразия простой и интуитивно понятный. Рабочая область разделена на два окна: в левом открываются исходные кадры, в правом - будет показана собранная панорама.
Screen Shot 2014-11-17 at 18.54.54

5. Левая крайняя иконка с папкой и увеличительным стеклом открывает окно выбора изображений для создания панорамы. Указываем путь к папке с нашими сконвертированными TIFF'ами:
Screen Shot 2014-11-17 at 18.55.36
Если оставить активной функцию "Автоопределение" в поле "Создание", то после импорта фотографий программа приступит к автоматической сборке с параметрами по умолчанию. Снимаем галочку и покопаемся в настройках перед сшивкой панорамы.

6. Так выглядит ряд загруженных кадров:
Screen Shot 2014-11-22 at 12.47.48

7. В первую очередь меня интересует вкладка "Свойства изображения" (отмечена стрелочкой):
Screen Shot 2014-11-22 at 12.53.56
В появившемся диалоговом окне мы видим данные о параметрах изображения, полученные с EXIF'а камеры. Т.к. я снимал на мануальный Samyang 14 mm f/2,8, то фокусное растояние определено неправильно - 50 мм. Выставляем его вручную:
Screen Shot 2014-11-17 at 19.06.54
Тип объектива - обычный.

8. Следующий шаг - вкладка "Настройки" (показана стрелочкой). В диалоговом окне "Настройки" в первой вкладке "Обнаружение" снимаем галочку с опции "Автокоррекция цвета". Я не люблю, когда программа автоматом правит цвет. В принципе, я пробовал и с "Автокоррекцией цвета". Особого эффекта не заметил, поэтому на всякий случай отключил. Не люблю всякие автоматические улучшайзеры картинки :)
Screen Shot 2014-11-22 at 13.07.28

9. Следующая вкладка, которая меня интересует, - "Панорама". Тут по умолчанию активирована опция "LDR коррекция цвета по слоям" (есть возможность выбора каким именно образом она будет произведена - Гамма, Экспозиция, Цвет и т.д.). Если вы правильно сняли кадры для панорамы (с одинаковой экспозицией), синхронизировали настройки при конвертации в TIFF'ы, то смело выключаем эту опцию.
Screen Shot 2014-11-22 at 13.15.15

10. Самый важный момент здесь - выбор типа проекции. По умолчанию стоит "Автоматичекая", на выбор - "Сферическая", "Цилиндрическая", "Плоскостная" и т.д. Про типы проекции панорам можно почитать, например, здесь и здесь. Нам чаще всего нужна "Сферическая" или "Плоскостная", но я решил проверить как программа автоматически соберет панораму, поэтому оставил "Автоматически". В любом случае, потом можно поменять.
Screen Shot 2014-11-22 at 13.24.48

11. И последняя вкладка - "Сборка". Тут можно выбрать "Шаблоны смешивания" (например, если собираем ХДР панораму, или хотим избежать появления "призраков" - одних и тех же движущихся объектов в разных местах). В нашем случае можно оставить "Простой" или же "Анти-призрак". А также (самое главное) установить формат будущей панорамы: HDR, JPEG, PNG, PSD, TIFF. Я рекомендую выбирать PSD с глубиной цвета - 16 бит (в принципе, можно и TIFF). Последний штрих - выбираем папку для экспорта и имя файла.
Screen Shot 2014-11-17 at 19.04.41

12. Далее все просто: нажимаем создать:
Screen Shot 2014-11-22 at 13.54.03
и через несколько секунд получаем превью панорамы в окне с права:
Screen Shot 2014-11-22 at 14.00.33

13. В принципе, панорама готова, можно сохранять ее в выбранном формате, а можно продолжить редактирование, воспользовавшись соответствующей функцией:
Screen Shot 2014-11-22 at 14.09.11

14. В появившемся рабочем окне можно изменить целый ряд параметров: тип проеции, поправить горизонт, наклон, вертикальный и горизонтальный поворот, установить вертикали, точки для сшивки отдельных кадров в панораму, редактировать эти точки и т.д. Настроек масса и они очень гибкие.
Screen Shot 2014-11-22 at 15.12.57
Тут я специально ничего не менял. Доверился параметрам по умолчанию.

15. Нажимаем кнопку "Сборка" и пока панорама собирается - готовим чай :)
Screen Shot 2014-11-22 at 14.19.10

16. Открываем полученный PSD файл с панорамой в Фотошопе. Вот так он выглядит:
Screen Shot 2014-11-17 at 19.33.19

17. Т.к. кадры сделаны на очень широкий угол - 14 мм. - то меня интересуют в первую очередь края кадра. Как программа справилась с сшиванием снимков с большими искажениями изображения в углах. Вот 100% кропы углов панорамы.
левый:
Screen Shot 2014-11-17 at 19.34.16
правый:
Screen Shot 2014-11-17 at 19.34.49
низ кадра:
Screen Shot 2014-11-17 at 19.35.11
По моему, вполне неплохо.

18. Следующий шаг - кроп. Обрезаем лишние части изображения.
Screen Shot 2014-11-17 at 19.37.00

19. Как видим, у нас остались пустые области на небе. Исправить положение можно несколькими способами. Покажу один из них - фильтр Content aware.
Screen Shot 2014-11-17 at 19.38.07

20. Для начала любым удобным способом выделяем пустую область. Например, с помощью Magic Wand tool (волшебная палочка). Затем Edit - Fill - Content-Aware.
Screen Shot 2014-11-17 at 19.38.48

21. Выделяем вторую пустую область и проделываем аналогичные шаги. Пара секунд и у нас появилось небо. Как правило, этот фильтр дает неплохие результаты, в крайнем случае результат можно немного поправить с помощью Healing brush или Clone Stamp.
Screen Shot 2014-11-17 at 19.42.14

22. Дальше - цветокоррекция панорамы по вкусу. Итоговый результат получился такой:
Panorama of Tre Cime and Monte Paterno at cloudy morning
Панорамная сборка из 7-ми вертикальных кадров. Оригинальное разрешение - 7725х4491.

Вот еще одна панорама, снятая в тоже утро, только немного раньше и угол охвата шире. Механизм сборки точно такой же.
Panorama of Tre Cime and Monte Paterno at cloudy morning
Панорамная сборка из 10-ти вертикальных кадров. Оригинальное разрешение - 11916х6036

Мой вывод: Autopano Pro 3.7. - отличная программа для сборки панорам с нормальным функционалом, удобным и простым интерфейсом и хорошо автоматизированным процессом сшивания "на автомате", без дополнительных "ковыряний" в настройках. Словом, рекомендую!
Официальный сайт программы: http://www.kolor.com/
Да, я за использование лицензионного ПО :)

Продолжается набор групп на фото-туры:
| "Зимняя сказка Карпат", 22 - 26 января 2015. Программа и подробности в этом посте. |
| "Скалистые берега солнечной Португалии", 9 - 15 февтраля 2015. Программа и подробности в этом посте. |
| "Горными тропами Доломитовых Альп", 19-25 августа 20015. Программа тура в этом посте. |

Понравился материал? Поделись с другими!



Официальный сайт | Facebook | 500px | flickr

Comments

( 59 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
alexhitrov
Nov. 24th, 2014 06:20 am (UTC)
Спасибо!)
n_khoroshkov
Nov. 24th, 2014 06:24 am (UTC)
Надеюсь, пригодится! :)
dim_boom
Nov. 24th, 2014 06:40 am (UTC)
Спасибо, интересно почитать. Иногда в фотопорыве вообще про панорамы забываешь=)
liseykina
Nov. 24th, 2014 06:42 am (UTC)
За content aware отдельное спасибо. Почему-то это мне в голову не приходило, всегда clone stamp зарисовывала углы
feanorus454
Nov. 24th, 2014 08:25 am (UTC)
+1
аналогично..
(no subject) - n_khoroshkov - Nov. 24th, 2014 04:37 pm (UTC) - Expand
osipovvas
Nov. 24th, 2014 07:03 am (UTC)
Интересно!
В принципе немного уже знаком с Autopano, но за авторский взгляд на работу в ней спасибо!

Автокоррекция цвета меня тоже смущает, правда я ее так и не пробовал отключить, надо попробовать.

А если, например, у нас вечерняя закатная панорама, выдержки большие, и даже если снимали в ручном режиме, от кадра к кадру экспозиция немного уйдет - поменяются условия съемки. В этом случае LDR коррекцию лучше оставить включенной?
n_khoroshkov
Nov. 24th, 2014 08:32 am (UTC)
"А если, например, у нас вечерняя закатная панорама, выдержки большие, и даже если снимали в ручном режиме, от кадра к кадру экспозиция немного уйдет - поменяются условия съемки." - на мой вкус, плавный перепад яркости должен быть. Это же естественно. Там где солнце садится/встает должно быть ярче, в противоположной части - темнее.
"В этом случае LDR коррекцию лучше оставить включенной?" - мне не понравилось ее действие на тех двух панорамах, что я показал. Панорамы получаются с немного выбитыми участками там, где солнце.
(no subject) - osipovvas - Nov. 24th, 2014 08:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - n_khoroshkov - Nov. 24th, 2014 04:36 pm (UTC) - Expand
livejournal
Nov. 24th, 2014 07:24 am (UTC)
Делюсь опытом: собираем панорамное изображение с Autopano
Пользователь ku_lina сослался на вашу запись в своей записи «Делюсь опытом: собираем панорамное изображение с Autopano Pro» в контексте: [...] Оригинал взят у в Делюсь опытом: собираем панорамное изображение с Autopano Pro [...]
mboyarskov
Nov. 24th, 2014 07:34 am (UTC)
Юза достаточно давно, иногда заменяю на PTGUi
voy4uk
Nov. 24th, 2014 07:42 am (UTC)
Как в сравнении?
livejournal
Nov. 24th, 2014 07:35 am (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal для Украины. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
awo_onyshchenko
Nov. 24th, 2014 08:09 am (UTC)
Спасибо, Коля! Интересная для меня тема.
Заодно версию обновил.
n_khoroshkov
Nov. 24th, 2014 08:27 am (UTC)
Рад, если пригодилось! :)
sasha_lotus
Nov. 24th, 2014 08:15 am (UTC)
Субъективно: удобнее PTGui или нет?
n_khoroshkov
Nov. 24th, 2014 08:27 am (UTC)
Если честно, разницы не заметил. Обе одинаково хорошо справляются с поставленной задачей на автомате.
feanorus454
Nov. 24th, 2014 08:29 am (UTC)
надо попробовать...
а то в последнее время с ПТГуи ошибок много, снимаю с рук в основном с сильным перекрытием, но всё равно ошибки не состыковки вылазят на архитектуре, причём в при сохранении в отдельных слоях можно накопать правильную картинку, приходится руками доводить из слоёв.
Может Автопано корректнее собирать будет. В ней, я так понимаю, тоже можно отдельные слои выгнать в качестве результата?
n_khoroshkov
Nov. 24th, 2014 08:34 am (UTC)
Я мало снимаю панорам с архитектурой, поэтому не могу сравнить.
Да, можно сохранить со слоями.
timon_timonich
Nov. 24th, 2014 08:37 am (UTC)
Я в фотошопе все клею, вроде нормально )
n_khoroshkov
Nov. 24th, 2014 09:13 am (UTC)
не всегда он справляется. вот и приходится искать альтернативные программы.
(no subject) - timon_timonich - Nov. 24th, 2014 09:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - n_khoroshkov - Nov. 24th, 2014 09:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - timon_timonich - Nov. 24th, 2014 09:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - n_khoroshkov - Nov. 24th, 2014 12:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alexey_soloviev - Dec. 26th, 2014 04:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - n_khoroshkov - Dec. 27th, 2014 03:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alexey_soloviev - Dec. 27th, 2014 06:19 pm (UTC) - Expand
grycik
Nov. 24th, 2014 09:01 am (UTC)
Вопрос качества склейки переднего плана прежде всего зависит от того, как сняли, особенно на коротких фокусных, потому что вылазит параллакс. Лучше покажи кроп места стыка кадров)
n_khoroshkov
Nov. 24th, 2014 09:16 am (UTC)
Это понятно, Леша. В идеале нужна панорамная голова :)
Если бы я знал твой специфический запрос, я бы сделал разбивку на кадры и скриншоты стыков. :)
(no subject) - grycik - Nov. 24th, 2014 09:21 am (UTC) - Expand
dlsemenov
Nov. 24th, 2014 01:24 pm (UTC)

Надо попробывать. Куча не сшитых панорам с Калифорнии и Аризоны лежат. Спасибо за подробную инструкцию!

n_khoroshkov
Nov. 24th, 2014 04:38 pm (UTC)
Пожалуйста! пусть не лежать в архивах - надо показывать людям!
(no subject) - dlsemenov - Dec. 2nd, 2014 02:58 pm (UTC) - Expand
upashi
Nov. 24th, 2014 01:51 pm (UTC)
Недавно тоже подсел на неё. Отличная программа!
n_khoroshkov
Nov. 24th, 2014 04:42 pm (UTC)
согласен!
livejournal
Nov. 24th, 2014 03:01 pm (UTC)
Делюсь опытом: собираем панорамное изображение с Autopano
Пользователь flown_off сослался на вашу запись в своей записи «Делюсь опытом: собираем панорамное изображение с Autopano Pro» в контексте: [...] нал взят у в Делюсь опытом: собираем панорамное изображение с Autopano Pro [...]
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 59 comments — Leave a comment )

Profile

n_khoroshkov
Николай Хорошков
Nature and landscape photography

Latest Month

June 2017
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Powered by LiveJournal.com