Николай Хорошков (n_khoroshkov) wrote,
Николай Хорошков
n_khoroshkov

Categories:

Коммерческая составляющая пейзажной фотографии.

                Пейзажная фотография часто начинается как простое увлечение, хобби, но потом порой переходит в серьезное занятие, требующее громадных вложений: сил, времени, наконец денег. И вполне закономерным становится вопрос о том, что делать с пейзажным снимком? Показ друзьям, фотосайты, социальные сети, блоги… А дальше? А дальше часто возникает вопрос: как заработать на своем увлечении пейзажем? Это вопрос очень часто задают мне на фото-турах, в блоге, в Фейсбуке. И я всегда подробно пытался ответит на него, сочиняя каждый раз довольно обширный текст. В конце концов, мне это надоело и я, по просьбам трудящихся друзей решил написать пост на эту тему.
                Итак, коммерческая составляющая пейзажной фотографии, или как продать пейзаж?

        Не секрет, что занятие пейзажной фотографией требует больших материальных затрат. И я даже не буду напоминать о стоимости камеры, объективов, штативов, фильтров рюкзаков и т.д. Тот, кто долго и серьезно занимается пейзажной фотографией, понимает, что большая часть затрат - это поездки за пейзажем. Т.е. основная статья расходов - это логистика: проезд, проживание, питание, другие сопутствующие расходы. Да, пейзаж можно снимать у себя в огороде, парке, за городом, на даче, в соседнем селе. Но рано или поздно это надоедает. Хочется новых красивых локаций, “незаезженных” мест, суровых гор, оригинальных ракурсов, красивых пальм на переднем плане и т.д. Так вот, поездки - это самая большая статья расходов. И чем дальше вы выберетесь, тем дороже себестоимость вашего снимка. Как сделать так, чтобы поездка хотя бы окупилась? Куда продать пейзаж?
         Способов несколько.
      1) Первое, что приходит на ум - это стоки. Способ очень простой и довольно быстрый (особенно, в случае с микростоками). Ты загружаешь фотографии на сток, они продаются, ты получаешь деньги. Все! Но это все на первый взгляд. На самом деле реальность мягко говоря совсем другая. Вас ждет разочарование, когда вы поймете, что ваш красиво снятый рассвет/закат окажется просто никому не нужным. Ну или продастся пару раз, принеся вам честно заработанный доллар-два. Почему так? Дело в том, что:
       а) на стоках уже полно пейзажных фотографий (так, по запросу “горы” один из самых популярных микростоков www.shutterstock.com выдает более полутора миллионов фотографий. Вдумайтесь в эту цифру!);
 
      б) зачастую популярные пейзажные фотографии демонстрируют хорошо узнаваемое место и поэтому имеют локальную привязку к месту покупки, т.е. красиво снятые Доломитовые Альпы чаще всего будут покупаться на родине - в Италии, соответсвенно Долина Монументов более востребована в США и т.д. Это не аксиома, но по собственному опыту могу сказать - чаще всего так и происходит (мои снимки национального парка Smoky Mountains в основном продаются на територии США). Следовательно, если вы снимаете, например, украинские Карпаты, то и покупать их будут чаще всего в Украине (если, конечно, в описании вы не напишите, что это Альпы). Тут я не буду говорить, насколько маленький рынок лицензирования фотографий в Украине, и насколько коммерчески востребованы Карпаты/любые другие природные достопримечательности  - это тема отдельного грустного разговора. Но этот момент следует иметь в виду, если вы хотите зарабатывать на своиъ пейзажных снимках.
     
        в) наибольшей популярностью на микростоках пользуется такой специфический вид пейзажа, как “beauty world” - это картинки, не имеющие конкретной локальной привязки, но которые показывают красоту природы и окружающего мира. Как правило, это фотографии с неестественно насыщенными цветами, идеально зеленой травой, синим небом, искусственно нарисованным солнцем, радугой, коллажи и т.д. Примеры таких пейзажей:







Этот нюанс следует иметь в виду и четко понимать: хотите ли вы снимать подобный вид "пейзажа"?

            г) и наконец хорошо продаются пейзажные снимки, которые просто передают красивое состояние природы, время года без привязки к какой-либо конкретной местности. Ну, например, у меня хорошо продается вот такой снимок, который иллюстрирует солнечную яркую осень:

В данном случае покупателя не интересует, где именно был сделан снимок. Его покупают не потому, что это Карпаты, а потому, что это просто красивый осенний снимок без привязки к местности.

        Все вышесказанное не означает, что на стоках нереально продать пейзаж ваших родных мест. Так или иначе продается все, вопрос в количествах продаж и, как следствие, окупаемости поездки и вашего заработка. Сразу скажу, исходя из своего многолетнего опыта - это все реально, но достаточно долго и тяжело. Все зависит не только от того, как вы снимаете (вашего уровня мастерства), но и от того, что именно вы снимаете.
 
             Чтобы увеличить свои шансы продать пейзаж рекомендую включить в композицию человека. Это уже в корне меняет смысловую составляющую такого снимка. Теперь уже на нем не просто природный ландшафт, а определенный концепт - путешествие, отдых, трекинг, здоровый образ жизни и т.д. Вот простенький пример таких фотографий:

Ничего особо высокохудожественного и сложного тут нет, но шансы быть проданным возрастают, что и доказывает практика. Этот снимок, по сути, и окупил всю мою поездку на Демерджи, т.к. сам по себе Крым мало привлекателен с коммерческой точки зрения.
              К слову, некоторые фотографы подобные сюжеты (с человеком в пейзаже) сделали своим фирменным стилем и достигли немалых коммерческих успехов в этом. Как пример дам ссылку на портфолио пейзажного фотографа Max Rive. Он делают очень классные пейзажи с людьми и это пользуется популярностью на 500рх.

        2) макростоки. Такие как Getty, Corbis, частично Alamy. Принцип тот же самый, что и на микростоках, но намного дольше, сложнее попасть, другой тип лицензии, но и совсем другие деньги. Я не буду подробно на этом останавливаться, вся необходимая информация есть на специализированных форумах. Ну, например, вот ТУТ.

          3) продажа лицензий через 500рх. Не так давно этот сайт запустил возможность фотографам продавать свои фотографии. Из плюсов: довольно большие авторские отчисления. Из минусов: продажи там крайне редкие, чтобы рассматривать его всерьез. Чтобы понять, что там лучше всего продается советую посмотреть список лучших с коммерческой точки зения фотографий за 2015 год.
          4) продажа фотографий самому, без посредников. Тут все просто: делаете свой сайт, раскручиваете его и продаете. Из плюсов: никакой комиссии посредникам (типа стоков, которые забирают себе до 70% от стоимости лицензии), цену устанавливаете вы сами, как и условия использования ваших фото. Из минусов: нужно самому искать покупателей, раскручивать свой сайт, рекламировать его и прочие радости продвижения в интернете. Я знаю примеры фотографов, которые весьма успешно продают свои фотографии таким образом.
      5) продажа отпечатков. Все тоже самое, что и в предыдущем пункте, только с печатью фотографий. Тут тоже несколько вариантов: либо печатаете сами и отправляете заказчикам, либо пользуетесь специальными сервисами, которые предоставляют возможность делать онлайн галерею ваших фотографий, печатают на заказ фотографии и сами отправляют клиентам. За эти услуги естественно берут свой процент. Я пользуюсь таким сервисом: http://fineartamerica.com/ Довольно просто и удобно. Но, если вы хотите зарабатывать таким образом, то нужно самим озаботится поиском клиентов, раскручивать себя в соцсетях и т.д. Словом, маркетингом нужно заниматься самостоятельно. Это залог успеха.

          Подозреваю, что список далеко не полный и его можно дополнить. Но это наиболее простые и доступные каждому способы продажи своих фотографий. Пробуйте!

Да, и есть еще один способ быстро заработать на фотографии - это продать свою фототехнику! :)

Tags: статьи, фотостоки
Subscribe

Posts from This Journal “статьи” Tag

  • Неделя в Португалии с FUJIFILM X-Pro 2

    Я долго пытался начать писать этот пост о своем опыте с Fujifilm X-Pro 2. Взвешивал плюсы и минусы, искал недостатки и достоинства, вспоминал свои…

  • Pentax K-1: Первые впечатления о камере.

    В зимний фото-тур в Карпаты мне удалось заполучить на тест Pentax K-1 - первый зеркальный ФФ от Пентакса и давнюю заветную мечту всех пентаксистов…

  • Нарисованный пейзаж

    А вы знали, что пейзаж можно рисовать? Вот так просто, обычным фонариком, словно кистью с красками рисуется картинка. Эта техника называется…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 45 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →